35. Картина мира человека. Новый взгляд на окружающую вас действительность.
С этой главы, я начинаю очень важную и злободневную тему. Я хочу вам рассказать о картине мира человека. В начале было слово, так написано в Библии. В отличии от неё, в начале нашего рассказа будет цитата:
Любое существо свободно и способно создать свою собственную вселенную, которая никогда на 100% не будет идентична вселенной другого существа. Так называемая «реальность» это по сути дела консенсус мнений существ об их собственных вселенных. (Р. Бах)
Д.: Это что же такое получается? Каждый живёт в своём мирке. Это типа такой многослойный пирог, в 7 млрд слоев? Как можно такое представить? Да ну глупости. Все люди живут в одном мире. Они же взаимодействуют с друг другом? Один что-то сделал, другой это увидел. Значит мир один. А кто такой Р. Бах?
Ричард Бах - это тот, кто написал Чайку Ливингстона. Есть такое известное произведение. Да конечно, мир может и один, а матрица для каждого разная. Конечно различия не сильно большие, иначе мы не могли бы понимать друг друга. Каждый создаёт для себя что-то своё, потом всю жизнь охраняет это от нападок других. Это называется своё мнение. Личная картина мира. Так и появляется свой слой восприятия и каждый человек на самом деле может управлять им. Правда мало кто понимает это.
Д.: А вот скажи мне - пространство вариантов у Зеланда, позиция точки сборки у Кастанеды, это то же самое, что и картина мира?
Да хоть горшком назови, только не используй по назначению. Позиция точки сборки? Да, это то же самое. Как там писалось об этом?
Позиция точки сборки - это как фонарик в тёмной комнате.
Мы светим на стену и видим круг света. Вот этот освещённый участок и есть позиция точки сборки. Говорится, что человек сам собирает мир в котором он живёт. Он и есть та точка, из которой идёт свет. Освещённый участок стены - это знакомая ему часть мира. То, что за её пределами - существует, но человек это не воспринимает. Он может знать чисто на уровне информации, полученной от других, что там тоже что-то есть. Только вот опыта познания этого у него нет. Информация - это одно, а знание или опыт, совсем другое.
Насчёт пространства вариантов - это немного сложнее. Лучше всего узнать это из книг самого Зеланда. Я же не хочу громоздить здесь различные умозрительные теории. Это хорошая тренировка для ума и только. Просто информация, ничем не помогающая саморазвитию. Нас больше интересуют реальные вещи, которые может понять каждый и которые можно применить на практике.
Д.: Вообще ничего не понятно! Слои и пузыри, а возможно вообще точки с лучом света. Заумь какая-то сложная. Объясни просто и понятно, как в главе про намерение. Тоже ведь сложная для понимания штука, а ты объяснил так, что даже простой гопник понял.
Да забрёл в сложные дали, того и гляди точка сборки уедет вместе с крышей. Вот чувствами ощущаю, а стоит перейти к объяснениям, так сразу научная билиберда получается, непонятная. Так, что начну писать, как чувствую и пусть будет противоречиво, но просто.
Читал я как-то на просторах интернета, историю про одного мужика. Каждый день, возвращаясь после работы он не шёл домой, а оставался сидеть в машине. Домой идти не хотелось. Там всё надоело. С женой сложности. Брак на грани развала. Вот только разводиться ему не хотелось. Дети были для него смыслом жизни. Тупик в общем.
Он часто брал пиво в машине. Разговаривал с друзьями по телефону, рассказывал о своей жизни. Искал совета - что ему делать? Никто ему ничем помочь не мог, в плане реального выхода из этого патового положения. Разве только поддержать словами. Для многих очень знакомая ситуация?
Д.: Так развёлся бы - зачем себя мучить? Жил бы один или нашёл другую, виделся бы с детьми. Многие так делают. Ситуация совсем не безвыходная - сколько людей через это прошло. Многие по этому поводу совсем не заморачивались - женились по нескольку раз.
Это с первого взгляда так кажется. Вот только несколько лет назад, он точно также, после работы, сидел в своей машине, пил пиво и разговаривал с друзьями. Знаешь почему? Ему не хотелось идти в пустую квартиру. Он тогда жил один. В то время он думал, что нужно найти хорошую девушку, создать семью и тогда наступит счастье. Нашёл, женился, а счастье не наступило. Круг замкнулся и он там же, где был раньше. Почему так получилось?
Д.: Не его женщина. Нужно было душой выбирать. Нужно пробовать много раз. Может на 10-й раз встретил бы ту самую, единственную. Так что всё равно разводиться нужно.
Если ему больше 30 лет, то он встретил бы точно такую же и ситуация повторилась. Да жизнь какая-то неправильная - и одному плохо и в браке не очень. Где выход? Я привёл один пример. Вот ещё ситуации из жизни:
Говорят очень часто девушки находят себе мужей, похожих на их отцов. Парни на матерей. Всё повторяется из поколения в поколение.
Бывает человека достанет его жизнь и он решает всё поменять. Уезжает в другой город, находит новую работу. Всё вроде изменилось, но через некоторое время, уже на новом месте, опять настаёт то же самое. Опять скучно и опять всё достало. Где справедливость? Гонишься за счастьем, а оно от тебя всё дальше и дальше. Ходишь по кругу и всё одно и то же. Как будто по одной колее катишься и выбраться с неё не можешь.
Д.: В чём причина такой ситуации?
Вот теперь мы и подойдём к самой картине мира человека. Когда ребёнок рождается, у него ещё нет никакого мнения об окружающем мире. Ум ещё только формируется. Поэтому мы и не помним первые годы жизни. Нет ума - нет памяти. Вернее памяти об этом нет из-за того, что точка сборки не зафиксирована и шастает туда-сюда,в общем шляется где не попадя.
Д.: Точка сборки отвечает за память?
Да есть такое. Ты у алкашей поинтересуйся. Они так употребляют, что бедная точка сборки в ужасе сдвигается. Поэтому и не помнят они ничего. Также когда человек просыпается, он в первые минуты не понимает, где он. В это время он отчётливо помнит сны. Через некоторое время он входит в нормальный ритм и сны забываются. Вот тебе пожалуйста: 2 позиции точки сборки и 2 картины мира. Сон и явь. Память работает отдельно для каждого слоя. Эмоциональный фон тоже разный.
Продолжу дальше: ребёнок растёт, у него формируются картина мира, на основе знаний, полученных от других. Он начинает всё оценивать - что хорошо, а что плохо. Что правильно, а что неправильно. Со временем образуется шаблон, идея. Возникает опыт. Годам к 30 процесс почти заканчивается. Познание окружающей обстановки завершено. Картинка сформирована. Эмоциональные схемы реагирования тоже отработаны.
Так появляется свой слой мира. Дальше идёт только процесс его защиты. Наш низший мозг полностью входит в свои права и начинает диктовать нам свою волю: если ты до сих пор выжил, значит делал всё правильно. Теперь береги свою зону комфорта, свою картину мира.
Слой мира - это картинка окружающей действительности и эмоциональный фон. Набор отработанных схем реагирования. Под всё это ум подводит теоретическую базу. У него есть объяснение всего происходящего вокруг. Также ум сохраняет память прошлого.
Вот такое краткое описание картины мира человека: Картинка, эмоции, идея, память.
Всё вокруг становится знакомо и безопасно. На всё есть объяснение. Всё это конечно хорошо, но вот тут подбирается скука. С каждым годом жизни всё скучнее и однообразней. Человек ходит одними и теми же путями. Делает однообразные движения. Время идёт всё быстрей и быстрей.
Он общается только с теми людьми, которые ходят теми же путями, что и он. Теми, кто живёт в близком от него слое. После 30 лет выбирают в супруги только тех, у кого картина мира совпадает с твоей. Получаются этакие точки которые бродят в одной плоскости. Эти друг друга понимают.
Рядом может быть ещё несколько плоскостей, но они никак не пересекаются. Если человек нечаянно забредёт не в свой слой, то он будет чувствовать себя неуютно и попытается побыстрей вернуться в родную гавань.
У бомжей свой слой, у обычных работяг свой. Богатые живут в своём мирке.
Слышал такую историю: парень вырос в криминальном районе. Его спрашивают - наверное часто дрался, видел разборки? Он отвечает: нет всё детство прошло спокойно, дрался один раз. Да нормально у нас всё. Как же так? Ведь криминальный же район?
А вот так. В его картине мира не было всего этого. Оно было где-то рядом, но с ним не пересекалось.
Вывод такой: свой слой трудно покинуть. Можно уехать за тридевять земель, а от себя не убежишь. Детям легче - они бродят между слоями, проходя многие плоскости. Их жизнь интересна. Они могут встретится со многими группами людей. С возрастом постепенно фиксируешься на своей картине мира и всё - дальше скучно катаешься по одной колее.
Я привёл такие житейские примеры, которые можно объяснить с научной точки зрения - образ мыслей, совпадение интересов. Можно сказать, что речь идёт о психологии, но мне кажется, что эти слои мира реально существуют. В следующей части, мы рассмотрим некоторые гипотезы, связанные с этой темой.
-